gracheeha: (rook)
[personal profile] gracheeha
История Киевской Руси - это предыстория России.  Да, действительно, междуречье Волги и Оки, населённое финскими племенами контролировалось, а потом и управлялось варяжско-славянскими людьми Киевской Руси.  Они насильно христианизировали коренное население, принесли туда славянский язык и свою систему управления.

Однако, у России есть и другая, не менее важная предыстория - это ранняя история Орды.  Дело не только в том, что собственно история России начинается с захвата Ростово-Суздальской земли Ордой, жестокой расправой над сопротивлением и установления жёсткого ордынского управления, но важно ещё, что в дальнейшем Московское государство унаследовало все северные земли Орды Чингиз-хана.  Присоединение их произошло легко благодаря тому, что государственное устройство было то же, к которому их жители привыкли, только царь стал белым и западным.

А вот продвижение на запад шло трудно, несмотря на общую религию и язык.  Новгород, он был первый из западных завоеваний, уничтожали жестоко, сначала дед Иван III, потом внук Иван IV.  Других, не согласных с ордынской государственностью, тоже давили, как могли, так же, как Орда расправлялась с непокорными.  Большевики только возродили ордынское управление в его полноте, после того, как заигрывавшие с Европой Романовы стали допускать разные послабления.  Сталин называл Ивана Грозного своим учителем.

С исторической точки зрения это всё не хорошо и не плохо, это просто некая социальная реальность, которая требует того, чтобы с ней считались.  Россия будет возвращаться на круги свои ордынские после любых европеизаций и либерализаций.  Она будет растаптывать ростки либерализма и свободомыслия как чуждые её государственности.  Она естественно будет взращивать единоначалие в разных формах и приравнивать к нулю отдельную личность.  Она будет отторгать всё, что противоречит ордынской государственности.

К счастью, Россия уже немолодая страна и с ней произойдёт то же, что и с Монгольской империей (можно сказать, уже случилось с распадом СССР), и что произошло с Золотой Ордой - они мельчали и распадались, попадали в сферу влияния или в прямую зависимость от других государств и их государственность трансформировалась.

Собственно, русское ордынство это уже не татаро-монгольское ордынство средних веков.  А остатки российского ордынства будут давать себя знать в тех странах, которые были частью Российской империи тем дольше, чем более замкнутый образ жизни будут эти страны вести, отгораживаясь от остального мира.
Page 1 of 4 << [1] [2] [3] [4] >>

Date: 2014-07-14 07:42 pm (UTC)
From: [identity profile] az118.livejournal.com
это стереотипы польской шляхты 16-18 вв, усиленные фр.Просвещением и ВФР, установки которых были восприняты в Российской Империи с Александра Первого, что нашло отражение как в русской, так и в западной историографии 19 вв, отравленных идеей прогресса и революции 18 века, справедливо названных Фридрихом Ницше нигилизмом, глубоко проанализированным уже Мартином Хайдеггером в 20 веке как болезнь прогрессирующего забвения бытия, начавшегося по его представлению с Сократа, но в действительности на сто лет раньше - с элеатов конца 6 века до н.э., после которых и произошел быстрый сдвиг к демократии, пик которой случайно совпал с победой Греции в греко-персидских войнах, причем обеспеченной в основном подвигом не демократической, а царско-аристократической Спарты, - демократии, впавшей в кризис уже во время молодого Платона на рубеже 4-5 вв до н.э - Платона, создавшего в поздний период жизни теорию Государства по образцу Египетского Царства и героической Спарты, в котором должны править философы, защищать его должны воины, а производить и торговать ремесленники и купцы, имеющие собственность, но не имеющие власти. И лучший ученик Платона - Аристотель - воспитал молодого царя Александра Македонского - создателя первой империи Евразии, ибо монархия по Аристотелю есть лучшая форма правления в большом государстве

Идеал Платона в Европе в чем-то был воплощен в средние века в Византии и Германии с тремя сословиями - воюющим, молящимся, производяще-торгующем.

Русская государственность 15-16 вв наследовала не Орде, а как раз Византии и Священной Римской Империи Германской Нации 11-12 вв. Орда лишь воспрепятствовала движению Руси к унии с еретической Европой, начавшей с 15 века ускоренно двигаться к революции и самоотрицанию, достигшего в наши дни характер перманентной сверхбыстрой революции, пропагандируемой и навязываемой всему миру Америкой в лицах администраций США, особенно последние 20 лет.
Edited Date: 2014-07-14 07:54 pm (UTC)

Date: 2014-07-14 08:28 pm (UTC)
From: [identity profile] cheeha.livejournal.com
Византийская позолота на ордынском управлении, естественно, была, поскольку православие оставалось религией правящего слоя. Более того, именно православие дало идеологическое основание для независимости Московии от Орды. Но механизм управления был ордынским, а не византийским, что совершенно естественно.

Орда жёстко навязала этот механизм, брала княжеских сыновей заложниками и учила, как управлять. А Византия была слабой и далёкой и не успевала обороняться от многочисленных завоевателей. В ХV века она вообще прекратила своё существование. Откуда бы у московских князей было представление о византийском управлении? Последний князь, кто знал византийский двор был Всеволод Большое Гнездо и его методы управления о-очень отличались, от методов последних рюриковичей.

Конечно, "Москва - Третий Рим" это хороший политический лозунг, чтобы заявить, что Московия - не Орда и, вообще, мы - от цезарей и сами цезари. Но не надо путать заявления и суть. Поляки знали Московию очень хорошо, их мнению можно доверять. :)

Date: 2014-07-14 08:36 pm (UTC)
From: [identity profile] az118.livejournal.com
механизм управления был имперским, а так как Орда была империей, то и совпадения в механизме были. Первая попытка перехода к империи на Руси - Андрей Боголюбский почти за сто лет до Орды, но действовало листвечное право, не давшее централизовать Русь до Орды.

однако Царьград и родственные связи с Германией долго были источником образа Государства, и опыт Орды лишь укрепил его

Все прочее недобросовестные либеральные домыслы.
Edited Date: 2014-07-14 08:44 pm (UTC)

Date: 2014-07-14 08:47 pm (UTC)
From: [identity profile] az118.livejournal.com
вообще, это перепевы некоего историка А.Янова, давно проживающего в Америке

Date: 2014-07-14 08:54 pm (UTC)
From: [identity profile] tantalus2.livejournal.com
Когда я слышу или читаю про корни, мне сразу же вспоминается вот это:

"О, Елена знала! Елена отлично знала. В марте 1917 года Тальберг был
первый, - поймите, первый, - кто пришел в военное училище с широченной
красной повязкой на рукаве. Это было в самых первых числах, когда все еще
офицеры в Городе при известиях из Петербурга становились кирпичными и
уходили куда-то, в темные коридоры, чтобы ничего не слышать. Тальберг как
член революционного военного комитета, а не кто иной, арестовал
знаменитого генерала Петрова. Когда же к концу знаменитого года в Городе
произошло уже много чудесных и странных событий и родились в нем какие-то
люди, не имеющие сапог, но имеющие широкие шаровары, выглядывающие из-под
солдатских серых шинелей, и люди эти заявили, что они не пойдут ни в коем
случае из Города на фронт, потому что на фронте им делать нечего, что они
останутся здесь, в Городе, Тальберг сделался раздражительным и сухо
заявил, что это не то, что нужно, пошлая оперетка. И он оказался до
известной степени прав: вышла действительно оперетка, но не простая, а с
большим кровопролитием. Людей в шароварах в два счета выгнали из Города
серые разрозненные полки, которые пришли откуда-то из-за лесов, с равнины,
ведущей к Москве. Тальберг сказал, что те в шароварах - авантюристы, а
корни в Москве, хоть эти корни и большевистские.
Но однажды, в марте, пришли в Город серыми шеренгами немцы, и на
головах у них были рыжие металлические тазы, предохранявшие их от
шрапнельных пуль, а гусары ехали в таких мохнатых шапках и на таких
лошадях, что при взгляде на них Тальберг сразу понял, где корни."

Date: 2014-07-14 09:04 pm (UTC)
From: [identity profile] cheeha.livejournal.com
Вы сильно преувеличиваете мою начитанность. Всё много проще. Мой старший внук продирается через "Повесть временных лет" (в современном русском) и так запряг всю семью, что мой сын читает её на старославянском, а я шастаю по Карамзину-Соловьёву-Ключевскому и пр., чтобы найти ответы на внучьи вопросы. При этом я, как всякий преподаватель, работаю на опережение. Поэтому можно говорить о позиции Бойля-Мариотта Грачихи-Янова, но спасибо за упоминание этого имени, надо будет посмотреть, что там он пишет. :)

Date: 2014-07-14 09:07 pm (UTC)

Date: 2014-07-14 09:11 pm (UTC)
From: [identity profile] az118.livejournal.com
там Джанг Бого высадился на остров, а Вы с Бойлем-Мариотом... не хорошо!

Date: 2014-07-14 09:22 pm (UTC)
From: [identity profile] az118.livejournal.com
у революции нет корней и конца, но есть у революции начало

Великий князь Кирилл Владимирович, с царскими вензелями на погонах и красным бантом на плече, явился 1 марта в 4 часа 15 минут дня в Государственную Думу, где отрапортовал председателю Думы М. В. Родзянко: «Имею честь явиться вашему высокопревосходительству. Я нахожусь в вашем распоряжении, как и весь народ. Я желаю блага России», — причём заявил, что Гвардейский экипаж в полном распоряжении Государственной Думы.
— Воейков В. С Царем и без Царя. — Гельсингфорс, 1936. — С. 251.

после этого Кирилловичи вне игры

Date: 2014-07-14 09:25 pm (UTC)
From: [identity profile] cheeha.livejournal.com
Правление Андрея Боголюбского было аберрацией для его времени и окончилось плачевно и для него, и для княжества, да и для всей Руси тоже. Его брат Всеволод правил иначе и был успешен. Управление Константинополя и Орды были очень различны и Москва могла взять только кое-какие внешние атрибуты Царьграда.

Европа, а потом и Москва противостояла Орде и поэтому всё связанное с последней воспринимается как что-то плохое. Спасибо Гумилёву, что он продемонстрировал несостоятельность такого взгляда. Да, именно ордынская государственность позволила России создать огромную империю. Опять таки, империи сыграли в истории свою положительную роль, а когда они ослабевали и не выполняли своей положительной функции для своего населения, они разваливались. В настоящее время роль империй начали выполнять союзы.

Ваш комментарий стилистически смотрелся бы лучше без последней фразы, тем более, что на меня ярлыки эмоционально не действуют, я просто опускаю их без внимания, как посторонний шум.

Date: 2014-07-14 09:31 pm (UTC)
From: [identity profile] tantalus2.livejournal.com
Ну, вот у германских гусар корни были, да такие, что даже Тальберг это понял, едва взглянув на них. Но Германию сие обстоятельство от революции не спасло.

Date: 2014-07-14 09:39 pm (UTC)
From: [identity profile] cheeha.livejournal.com
Да, я читала Ваш пост об этом сериале. Сейчас у меня запарка, кроме "Повести" со старшим, читаем "Золотой ключик" с другим внуком и сравниваем его с "Pinocchio" и много других дел. Но Силла завоевала моё сердце в дораме "The Great Queen Seondeok", поэтому я доберусь и до "Владыки морей". :))

Date: 2014-07-14 09:39 pm (UTC)
From: [identity profile] az118.livejournal.com
одних гусар мало. от революции спасает победа над врагом. Германия проиграла и многие корни сгорели

Date: 2014-07-14 09:51 pm (UTC)
From: [identity profile] az118.livejournal.com
его правление было попыткой нормализовать правление по высшим мировым стандартам от др.Рима и Германии до Китая и Японии :)

Орда заставила их принять, но с задержкой в 300 лет - не в 12, а в 15 веке, когда в Европе уже начался хаос Возрождения, Реформации и религиозных войн, завершившийся в 17 веке установлением абсолютизма на западе - Государство это Я! (С) Король-Солнце :)

Date: 2014-07-14 09:53 pm (UTC)
From: [identity profile] tantalus2.livejournal.com
Какому врагу проиграла войну Англия в 1649 году, когда там казнили короля и заменили монархию диктатурой лорда-протектора? Какую вой ну проиграла Франция в 1789?

Date: 2014-07-14 09:56 pm (UTC)
From: [identity profile] cheeha.livejournal.com
Вы, кажется, неправильно поняли Янова: " А. Янов оспаривает версию о «рождении России в Орде» и отвергает тезис о том, что патерналистская тенденция — единственная в русской истории. По мнению А. Янова, в период с 1480 по 1560 г. — в период «европейского столетия» — Московская Русь была носителем европейской традиции." http://carnegie.ru/events/?fa=2882

Тем интереснее мне будет с ним познакомиться. :)

Date: 2014-07-14 10:05 pm (UTC)
From: [identity profile] az118.livejournal.com
Англия не могла разобраться с Шотландией, Франция - с Англией и просветителями, заменившими священный авторитет монарха на культ разума, спалившего многие корни.

Date: 2014-07-14 10:12 pm (UTC)
From: [identity profile] az118.livejournal.com
да. он вроде говорил догоняющей модернизации с 15 века.

"Россия от Орды" это уже евразийство и его искаженное негативное отражение последних 25 лет.

при этом Янов типичный либеральный прогрессист :)

Date: 2014-07-14 10:23 pm (UTC)
From: [identity profile] tantalus2.livejournal.com
А какие-такие проблемы у Англии с Шотландией были? Стюарты правили обеими странами, библию перевели на английский по указу первого короля обеих стран Якова I, который хоть и был католиком, но протестантов особливо не притеснял. Что же касается авторитета монaрха во Франции, то двор времен регентства и царствования Людовика XV сделал для его подрыва куда больше, чем все просветители вместе взятые.

Date: 2014-07-14 11:32 pm (UTC)

Date: 2014-07-14 11:47 pm (UTC)
From: [identity profile] tantalus2.livejournal.com
Лучше уж наследовать орде, чем такому уродскому образованию, каким была Византия. Государство, которым фактически правили уроды-кастраты, проедавшее в течение всей своей истории капитал накопленный античным Римом. Капитал был столь велик, что хватило на 1000 лет. Но и он в конце концов был проеден до последнего медяка.

Date: 2014-07-14 11:48 pm (UTC)
From: [identity profile] az118.livejournal.com
главный потенциальный враг корней - город.
все революции рождаются в нем как следствие двойственности положения сословий после 11 века, когда после 500-летнего упадка города началась городская революция, запустившая процесс коммерциализации межсословных отношений, делавшей из воина-аристократа чиновника или предпринимателя. Это кстати прослеживается на судьбе сословия всадников еще в Др.Риме - от военной его функции к бюрократическо-денежной, - ставшего питательной средой переворотов. А с 16 века процесс резко ускорился, прежде всего в Голландии и Англии, где возникли сельский класс джентри, разоривший большую часть крестьян и старой аристократии, и секты пуритан, склонные при этом к майданам для требования всяческих прав. Во Франции аналогичное явление произошло позже.

плюс переворот в мышлении рубежа 16-17 вв - Бэкон-Декарт-Галлилей как исток культа разума и просвещения

Date: 2014-07-14 11:54 pm (UTC)
From: [identity profile] az118.livejournal.com
проедать стали с 11 века

Трудно Юстиниана назвать кастратом. :)

но и там уже с 8 века коммерция начала разъедать империю.

ромеи превратились в греков

Date: 2014-07-15 12:17 am (UTC)
From: [identity profile] cheeha.livejournal.com
Конечно, Великое княжество Московское вышло из Орды. Это, так сказать, медицинский факт. Сначала эти территории управлялись Ордой, потом они перешли в вассальную зависимость и, наконец, обрели независимость. В процессе борьбы за независимость естественно было отшатнутся от Азии и приблизится к Европе, что и происходило с московскими князьями. То же произошло с вассалами СССР, которые при первой же возможности бросились в объятия Западной Европе, и тот же процесс мы наблюдаем сейчас с Украиной.

Когда же опасность с востока ослабела, то наступила антиевропейская отмашка. Триста лет правления Романовых и коммунистов Украине тоже даром не пройдут, как только русская угроза независимости Украине пропадёт, то украинцы ещё выразят Европе своё "фэ", можете не сомневаться. :))

Евразийская идея, как она изложена Вернадским, имеет смысл. В конце концов, континент у нас общий и всякие сарматы, гунны, авары, болгары, угры, татары, монголы шлялись по степям - этому евразийскому проспекту, оседая на тихих боковых улочках по берегам рек, смешивая свою культуру с культурой народов, которые ранее добрались до этих мест. Кабы не эта степь, человечество, небось, и до сих пор пребывало бы в милом Вашему сердцу средневековье. :)

Date: 2014-07-15 12:21 am (UTC)
From: [identity profile] cheeha.livejournal.com
Не такое оно уже и уродское, раз просуществовало 1000 лет. :)
Page 1 of 4 << [1] [2] [3] [4] >>

Profile

gracheeha: (Default)
gracheeha

February 2026

S M T W T F S
1 23 4 567
89101112 13 14
15161718192021
22232425262728

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 27th, 2026 06:16 pm
Powered by Dreamwidth Studios