gracheeha: (Default)
[personal profile] gracheeha
Помнится мне, где-то в середине 70-х какой-то МиГ улетел в Японию и по этому поводу было много шума, что враги теперь все советские секреты узнают. Один самолёт с одним лётчиком попал к врагам и столько скандала!

А во время вьетнамской войны с неба падали десятками подбитые Фантомы и Скайхоки, а вслед за ними как ангелы спускались лётчики на белых парашютах. Для всяких ГРУ и КГБ это была истинная манна небесная. И для многих других - тоже. "За годы войны во Вьетнаме побывало более 6 тыс. генералов и офицеров и около 4,5 тыс. солдат и сержантов советских вооруженных сил" ( Война в небе Вьетнама). Так неужели ж они, генералы и офицеры, пренебрегли такими возможностями, как допросить попавших к ним в руки лётчиков?!

И, надо сказать, были люди в Советском Союзе, которые умели допрашивать. Недаром диссиденты, как правило, придерживались тактики полного отказа от дачи показаний, поскольку опыт показывал, что всякие "не знаю", "не помню" обходились следователями без особого труда и без применения физического воздействия. Сам факт, что человек разговаривал и старался выглядеть невинной овечкой, короче говоря, соглашался играть в их игры, был залогом успеха. Как шулеру - главное усадить клиента за игру, а уж усадив, он стопроцентно выиграет.

Мы-то теперь знаем, что инцидент в Тонкинском заливе был липой. Но и тогда, во время войны, всем было понятно, что Америка заваливает Северный Вьетнам бомбами не потому, что какие-то торпедные (?) катера крутились слишком близко к американским кораблям. Предпринимая в отношении Северного Вьетнама военные действия, Америка войну коммунистическому Вьетнаму не объявила. И поэтому военнопленные лётчики с точки зрения международного права были просто пиратами или, скорее, террористами, уголовными преступниками, короче говоря.

Когда МакКейн плюхнулся в центре Ханоя в озеро с подходящим названием Трах-Бах и ему повезло, что толпа горожан не разнесла его в клочья, он не был военнопленным, он был террористом, пытавшимся взорвать ТЭЦ. Многие американцы, попавшие в плен, числились "пропавшими без вести" потому, что вьетнамская сторона не обязана была оповещать весь мир об аресте преступника. Впрочем, в Южном Вьетнаме американцы не лучше обращались с вьетконговцами.

Узнав, что они сбили адмиральского сыночка, вьетнамцы поспешили рассказать эту историю. МакКейн в своих мемуарах приводит отрывок из английского "Голоса Вьетнама" от 31 октября 1967 (на 5-й день пленения) и, читая его, видишь, что из пленного Джона за несколько дней уже надоили информации полное ведро. Он рассказал им, что он прибыл на фронт на "Форрестале", но после пожара на авианосце перешёл вместе с десятком других лётчиков на "Орискани", что предыдущий его вылет был бомбёжка Хайфонга, что он женился в 1965 и у него есть 10-месячная дочка. Короче говоря, даже то, что коммунисты опубликовали выходило далеко за пределы уставной информации: имя, ранг, номер, дата рождения. Он сказал даже свой домашний адрес во Флориде, где в это время жила его жена с тремя детьми! В госпитале он дал интервью французскому телевиденью, которое транслировалось по CBS в Штатах.

После шести недель госпиталя МакКейна поместили в образцово-показательный лагерь для пленных "Плантация", который находился на северной окраине Ханоя. Три месяца он был в камере с ещё двумя американцами, которые ухаживали за ним, а когда он смог передвигаться и обслуживать себя самостоятельно, его перевели в одиночку. Из одиночки его водили на допросы в главный корпус. Он пишет, что ему тяжело давалось одиночное заключение.

Меня поразила его оговорка на стр.206 (нижний абзац) "The Faith of My Fathers": "I devised other memory games to keep my faculties sound. For days I tried to remember the names of all the pilots in my squadron and our sister squadron." Я просто глазам своим не могла поверить, поэтому и указываю страницу и абзац. Тебя таскают на допросы, избивают и требуют информацию и ты на досуге тщательно вспоминаешь имена пилотов, служащих на твоём авианосце?!!! Для чего? Для укрепления памяти!!!

Обалдеть! Для укрепления памяти можно вспомнить имена всех девяти муз или двенадцати апостолов, на худой конец действующих лиц какого-нибудь романа... Я бы побоялась даже имена своих школьных одноклассников вспоминать в этой ситуации, ведь меньше знаешь - меньше скажешь.

Впрочем, что я понимаю в боевых доблестях?! В начале 1968г, через несколько месяцев плена МакКейн был награждён Серебрянной Звездой за сопротивление "предельной жестокости", которой он подвергся в первые месяцы плена. И одновременно - Distinguished Flying Cross за бомбёжку ТЭЦ, во время которой его сбили. За день же до того, как он был сбит, МакКейн получил в награду Бронзовую Звезду за прицельную бомбёжку аэропорта. Его сбили на 23 вылете, обычное количество боевых вылетов для лётчика было 100 за год. Всего МакКейн имеет 17 наград за свою лётную карьеру.

Date: 2008-06-30 02:18 am (UTC)
From: [identity profile] occuserpens.livejournal.com
["I devised other memory games to keep my faculties sound. For days I tried to remember the names of all the pilots in my squadron and our sister squadron."]

!!!

Date: 2008-06-30 02:27 am (UTC)
From: [identity profile] cheeha.livejournal.com
за что его и наградили Серебряной Звездой!

Date: 2008-06-30 02:54 am (UTC)
From: [identity profile] occuserpens.livejournal.com
Спасиб за инфу :)
А из какой это книги?

Date: 2008-06-30 02:13 pm (UTC)
From: [identity profile] cheeha.livejournal.com
стр.206 (нижний абзац) "The Faith of My Fathers" - воспоминания МакКейна о его семье и его лётной карьере. Бездумно взяла в библиотеке дней десять тому назад, дескать, надо же почитать, что кандидат о себе пишет, и в итоге - совершенно изменила своё мнение о старике. Теперь я семь раз подумаю прежде, чем начать читать мемуары Обамы. Так же мизантропом можно стать!

Date: 2008-06-30 03:07 pm (UTC)
From: [identity profile] occuserpens.livejournal.com
Спасиб :)

Никаких скелетов в шкафу Обамы я не вижу. Сперва шалопайничал, потом работал на каких-то дедэндных позициях, потом пошел в гору. Всего добивался сам.

Date: 2008-07-01 04:14 am (UTC)
From: [identity profile] allien-z.livejournal.com
меньше знаешь, лучше спишь! :)

Date: 2008-07-01 02:21 pm (UTC)
From: [identity profile] cheeha.livejournal.com
Да, склонны мы к горю от ума :=)

Date: 2008-06-30 02:27 am (UTC)
From: [identity profile] esya.livejournal.com
Да, за это его тоже судить нельзя. Психологической обработке, да еще в условиях отчаянного страха за жизнь, сопротивляться сложно. Должна быть соответствующая психологическая подготовка. Как у разведчиков.
Все же, Оруэл гений.

Date: 2008-06-30 02:36 am (UTC)
From: [identity profile] cheeha.livejournal.com
Так нам же его не судить (Бог ему судья!), а избирать (или не избирать) надо. Я только с этой точки зрения и пишу. Однако, вопрос с маккейновскими наградами я постараюсь изучить подробнее, мне понравилось, что он получил Крест за то, что его сбили, и Серебрянную Звезду за то, что успешно вспомнил имена лётчиков.

Date: 2008-06-30 02:39 am (UTC)
From: [identity profile] esya.livejournal.com
Так пропаганда же. На родине тоже было много всяких гитиков.
К слову: Вы читали историю челюскинцев?
http://www.russianseattle.com/hidden_chelyuskin_2003.htm

Date: 2008-06-30 03:03 pm (UTC)
From: [identity profile] cheeha.livejournal.com
Какой блеск! Я о челюскинцах ничего кроме официальной пропаганды до сих пор не знала. Спасибо большое! Вообще, у меня старость задалась - всё время новые исторические открытия. А для моей бедной мамы на девятом десятке - это слишком много, она уже махнула рукой разбираться и говорит: "врут они всё, эти новые, Сталина на них нет!"

Небольшая поправочка: Рузвельта выбрали в 1932г, а перевыборы были в 1936, то есть помощь он предлагал не в связи с выборами. Рузвельт ещё предлагал Сталину помощь зерном во время страшной голодовки начала 30-х, но Сталин категорически отрицал наличие каких-либо трудностей и заявил, что Советский Союз имеет излишки зерна, которые он продаёт заграницу. Последнее было правдой, когда на Украине люди падали мёртвыми от голода прямо на улицах, заграницу шли эшалоны с зерном.

Date: 2008-06-30 02:55 am (UTC)
From: [identity profile] occuserpens.livejournal.com
Мораль ему никто читать неь собирается :)
Речь идет о цене его военных наград

Date: 2008-06-30 02:58 am (UTC)
From: [identity profile] esya.livejournal.com
Ой, а то ты не знаешь цену любых наград, любых -- награда это когда тебя наградили, это не достижение, когда ты чего то достиг

Date: 2008-06-30 03:16 am (UTC)
From: [identity profile] occuserpens.livejournal.com
http://en.wikipedia.org/wiki/David_Hackworth

David Hackworth

Date: 2008-06-30 09:31 am (UTC)
From: (Anonymous)
Огромное Вам СПАСИБО за ссылку о покойном Хэке.
Замечательный был мужик. Военный Божьей милостью, человек отчаянной храбрости, он всегда с уважением отзывался о противнике, не занимался шапкозакидательством.
Как солдат, знающий о войне не понаслышке, он был противником войн ради прибыли, не хотел, чтобы мы посылали молодых парней на смерть.
Я всегда с удовольствием слушал комментарии этого талантливого журналиста у нас во Флориде по WJNO.
Побольше бы таких людей среди военных, так может быть и войны в Ираке не было бы.
Ещё раз спасибо.
Марко19511

(deleted comment)

Date: 2008-06-30 03:29 pm (UTC)
From: [identity profile] cheeha.livejournal.com
Марк Салтер - маккейновский соавтор, работает уже лет 18 в его офисе в Сенате. Книга издана в 1999, но, видно, что люди с многолетним опытом чтения "Известий" и "Правды" её не читали. А Салтеру до кремлёвских негров далеко, да и мотивация у него не та...

Date: 2008-06-30 09:10 am (UTC)
From: [identity profile] alex-argen.livejournal.com
Допрашивали сбитых летчиков и прочих морпехов с двумя целями - попытка вербовки или дальнейшей компрометации (это, в принципе, основная цель всех разведок при работе с людьми) либо - сравнение данных с результатами полученными из других источников, для проверки надежности этих источников. Сама по себе военно-тактическая информация (а другой Маккейн не владел) ценности не представляет, ввиду ее быстрого устаревания. Именно поэтому, вы тут слегка неправы, говоря о недопустимости контактов со следователями вообще. Насколько я знаю, американцам даются совершенно противоположные инструкции на случай попадания в плен - "рассказывайте все что знаете, чтобы избежать пыток или казни". Так что, в любом случае, с армейской точки зрения
Маккейн невиновен. Но, если он заливался соловьем на допросах и об этом узнает широкая публика, рухнет имидж героя-политика, потому и скрывают документы того периода.

Date: 2008-06-30 11:25 pm (UTC)
From: [identity profile] cheeha.livejournal.com
Ну, что ж, тогда пленным лётчикам, которые удачно катапультировались, легче, чем диссидентам. Что, впрочем, и понятно: для лётчика быть пленным - аномалия, а диссидент, он с самого начала "в плену" и, когда дело, наконец, доходит до тюрьмы, то это - закономерный этап "карьеры". Но мне всё-таки непонятно, как принцип "рассказать всё" может реально воплощаться. Значит ли это, что пленный с самого начала отвечает на все вопросы, даже и строя из себя "честную девушку", или всё-таки ему надо повыламываться и давать информацию понемногу?

Первый вариант чреват психологическим стиранием границы между своим и врагом, размыванием лояльности. Второй вариант может привести к более мучительным страданием пленного. Как только те, кому он попал в руки, понимают, что усиливая давление можно добиться информации, они будут усиливать давление, пока не выкачают всё, что можно. Но они же не знают, что он им уже всё рассказал, поэтому будут давить дальше сильнее и сильнее.

Далее, в случае продолжительного плена охрана заинтересована в стукачестве. Психологически между предоставлением врагу тактической информации и стукачеством разницы нет, но что делать армии потом с толпой морально искалеченных людей, когда они освободятся из плена?!

Date: 2008-07-01 11:52 am (UTC)
From: [identity profile] alex-argen.livejournal.com
Понимаете, допрашивающие обычно прекрасно осведомлены о степени информированности пленника.
Или, как вы себе представляете допрос военнопленного - "Рассказывай все что знаешь!"?
Это было бы слишком долго, и непродуктивно.
Вовсе нет, идут конкретные вопросы, о номерах частей, о фамилиях начальства и т.п.
Нет смысла выдавливать из лейтенанта коды ядерных ракет, которые знают лишь десяток-другой высших командиров. И здесь уже все зависит от психологии человека, если он силен - он может поиграть в игру, потянуть до определенного предела, набивая себе цену. Это как в тюрьме, когда новичок попадает за решетку, его ждет совершенно незнакомая, жестокая среда, и
характер человека в этом случае играет главную роль. А тот кому не повезло, кто сломался сразу - тому не помогут ни Бог, ни Верховный главнокомандующий. Жестоко - но факт.
Пока есть войны, пока есть тюрьмы, каждый день кого-то ломают через колено, а кто-то выходит победителем.
Что касается моральной травмы - да, после плена люди нуждаются в отдыхе, в наблюдении психолога, и т.д.

Date: 2008-07-01 02:18 pm (UTC)
From: [identity profile] cheeha.livejournal.com
как вы себе представляете допрос военнопленного - "Рассказывай все что знаешь!"?

Алекс, я же хорошо представляю себе допросы со стороны допрашиваемаго! Увы, набивать себе цену можно, когда твоей жизни ничто не угрожает. В противном случае (а случай военнопленного - очень противный) цена жизни обычно перевешивает всё прочее, разве что своё достоинство человек ценит выше жизни. Плен - не место набивать себе цену. (У диссидента в плену, к тому же, находятся его близкие, что усложняет ситуацию.)

когда новичок попадает за решетку, его ждет совершенно незнакомая, жестокая среда

Военнопленные - не уголовники, если в лагере нет стукачей, то морально жизнь не так уже и сложна: есть мы и есть они - враги, нормальная ситуация для военного. Естественно, что охрана хочет размыть эту чёткую ситуацию и создать условия для "разделяй и властвуй".

У меня нет знакомых в американском командовании, но, чисто логически, я думаю, что армия/флот/ВВС должны накладывать табу на любое сотрудничество с врагом. Постфактум они могут смотреть на сотрудничество сквозь пальцы понимая, что человеческие силы ограничены, но стигма и позор сотрудничества должны оставаться. Если граница свой-враг размыта и под угрозой жизни можно работать на врага, то почему нельзя работать на него за хорошие деньги, которые обеспечат тебе приличную жизнь?!

Date: 2008-07-01 04:23 am (UTC)
From: [identity profile] allien-z.livejournal.com
Да, нонешние выборы в Америке - лучше некуда.
Я уж грешным делом сожалею, что Хилари проиграла. За ней хоть Билл был, с хорошим "опытом" работы :) . А от этих даже и не знаю, чего ожидать... Уже какие-то сплошные откровения...

Date: 2008-07-01 02:35 pm (UTC)
From: [identity profile] cheeha.livejournal.com
Ой, у Клинтонов скелетов - полные шкафы! В этом отношении (я надеюсь) Обама в силу своего сравнительно молодого возраста может оказаться почище. Ну, и для общего климата Америке полезно заиметь чёрного президента. Не исключено, что в итоге я буду поддерживать его по расовому признаку. А в общем, моя бабушка была права, когда говорила "все Они одним миром мазаны!" Это у меня приступ пессимизма, но я уже бросила читать маккейновские мемуары, так что он скоро пройдёт.

Date: 2008-07-01 05:58 pm (UTC)
From: [identity profile] avzel.livejournal.com
для общего климата Америке полезно заиметь УМНОГО президента!

Date: 2008-07-01 07:03 pm (UTC)
From: [identity profile] cheeha.livejournal.com
Дай Вам волю, так Вам ещё и ЧЕСТНОГО захочется!

Date: 2008-07-01 07:30 pm (UTC)
From: [identity profile] avzel.livejournal.com
Ну давайте всё-таки не отрываться от реальности :). Пусть для начала будет просто умный.

Помните, кстати, как в советские времена приводили пример трех множеств с непустыми попарными пересечениями, но с пустым тройным: Умных, Честных и Партийных.

Date: 2008-07-01 07:36 pm (UTC)
From: [identity profile] avzel.livejournal.com
Наш диалог привел мне на память известную цитату из Довлатова:

Беседовали мы с Пановой.
- Конечно, - говорю, - я против антисемитизма. Но ключевые должности в российском государстве имеют право занимать русские люди.
- Это и есть антисемитизм, - сказала Панова.
- ?
- То, что вы говорите, - это и есть антисемитизм. Ключевые должности в российском государстве имеют право занимать ДОСТОЙНЫЕ люди.

Date: 2008-07-01 09:49 pm (UTC)
From: [identity profile] cheeha.livejournal.com
Как Вы когда-то заметили, без президента мы не останемся. Моя программа-минимум, чтобы 21 января фамилия президента была не Буш и не Чейни. А ДОСТОЙНЫЙ - это уже программа-максимум. Я не хотела МакКейна из-за его воинственности, но не подозревала, что он просто недостоин быть президентом. И - ирония судьбы - я обнаружила это читая его собственные воспоминания, написанные к выборам 2000 с целью понравиться избирателю!
(deleted comment)

Date: 2008-07-03 02:21 pm (UTC)
From: [identity profile] cheeha.livejournal.com
Вы правы, тётя Грачиха не заливается умилением, не говоря уж о слезах, даже когда настоящее Евангелие читает. Тётушка предпочитает заливаться хохотом, а умиление у неё вызывают только внуки и прочие малявочки.

Profile

gracheeha: (Default)
gracheeha

February 2026

S M T W T F S
1 23 4 567
89101112 13 14
15161718192021
22232425262728

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 28th, 2026 09:38 pm
Powered by Dreamwidth Studios