gracheeha: (Default)
[personal profile] gracheeha
Мысли при чтении книги Юрий Фельштинский. Крушение мировой революции. Брестский мир (довольно длинные мысли).

Сам текст Брестского договора очевидно свидетельствует, что это не договор о мире, пусть даже самом похабном, но полная и безоговорочная капитуляция, сдача на милость победителя. "С точки зрения германского руководства, Брестское соглашение было военным мероприятием и лишь служило средством помощи Западному фронту, имея целью ликвидацию Восточного фронта для усиления Западного с одновременным использованием восточных районов в экономическом отношении для продолжения войны" (Фельштинский).

Заметим, что, кроме Ленина, весь актив большевистской партии был против подписания Брестского мира. На срочно созванном перед ратификацией съезде партии делегатам даже не был предоставлен текст договора! Ильич трындел о "передышке", убалтывал, запугивал, короче, пустился во все тяжкие, чтоб добиться нужной резолюции. Текст же договора даже большевики прочитали впервые только на съезде Советов, когда, связанные партийной дисциплиной, они уже были обязаны поддержать ратификацию. Выдающаяся победа ленинской стратегии и тактики!

Однако, и эта ненужная капитуляция была не самое подлое в ленинской политике. С ратификацией договора реальная передышка на время переговоров декабрь/1917 - февраль/1918 кончилась и Россия оказалась опять втянутой в войну, но уже на стороне Германии. Статья 5-я Брестского договора гласит: "Россия незамедлительно произведет полную демобилизацию своей армии, включая и войсковые части, вновь сформированные теперешним правительством." Но как бы не так! Из БСЭ: "В апреле Ленин утвердил план развёртывания миллионной Красной Армии на основе единых штатов. Декретом от 8 апреля был создан местный военный аппарат - волостные, уездные, губернские и окружные военные комиссариаты, которые вели учётно-мобилизационную работу и формирование частей. 22 апреля введено всеобщее военное обучение трудящихся (Всевобуч) и отменена система выборности командного состава. 8 мая образован Всероглавштаб, объединявший мобилизационную, организационную и учебную работу в вооруженных силах. 29 мая ВЦИК принял декрет о введении воинской повинности для трудящихся."

Батюшки! что происходит? Вместо демобилизации - учётно-мобилизационная работа и воинская повинность! С кем Ленин собрался воевать? Ну, в первую очередь, это была оккупационная армия, которая должна была вытряхнуть из оккупированного населения всё зерно, продукты питания и сырьё, которыми это население располагало. Как ВЧК было создано для борьбы с интеллигенцией, так Красная Армия была создана весной 1918 для войны с крестьянством аграрной России. Продразвёрстка и, вообще, военный коммунизм-с! В мае 1918 года в стране было объявлено военное положение на три летних месяца, которое 2 сентября было ещё более ужесточено. Обычными стали объявления "за это - расстрел, за то - расстрел, за сё - расстрел", начали практиковаться взятие и расстрелы заложников.

Кроме того, на территории России оказались части французской армии и не торопитесь кричать "интервенты!" Сначала это были чешские и словацкие солдаты австро-венгерской империи, как автор "Бравого солдата Швейка", но потом они попали в плен или перешли к русским. Оказавшись у русских, они стали воевать с немцами, австрийцами и венграми. В итоге, в составе русской армии был сформирован чехословацкий корпус ~45 тысяч (БСЭ). В связи с брест-литовскими переговорами была достигнута договорённость, что эти чехи и словаки уберутся из России по-добру, по-здорову во Францию, которая уже зачислила их в свою армию. Однако, кратчайший путь чехов из пункта А на Украине в пункт Б во Франции по обстоятельствам военного времени лежал через Владивосток, где их должны были подобрать корабли союзников и через три океана доставить во Францию.

Совнарком обязался предоставить чехам эшелоны, чтобы они как частные лица могли добраться от Пензы до Владивостока. Вся артиллерия и оружие корпуса было возвращено русским, но ввиду того, что бандитизм в стране процветал, чехам было разрешено иметь с собой один пулемёт на эшелон и 4 винтовки на вагон для несения караульной службы. Правда, хорошо зная загадочную славянскую душу, я подозреваю, что целый ряд хлопцев предпочитал спать в пути на матрасах, набитых соломой с винтовками и штыками. По крайней мере, в пути следования поезда регулярно шмонали, изымая избыточное оружие.

В двадцатых числах мая эшелоны с чехословаками растянулись от Пензы до Владивостока. И тут по телеграфу из Москвы пришёл приказ заморозить продвижение чехов, отобрать ВСЁ оружие и арестовать офицеров для выдачи их в Австро-Венгрию. Что собирались делать с прочими солдатами я не знаю, кроме того, что их охотно брали в Красную Армию, чем некоторые и воспользовались, например, Ярослав Гашек. К чести чехословаков, они тоже не стремились узнать, как с ними поступят большевики, но вступили с ними в бой и у большевиков появился Восточный Фронт.

До нападения на Чехословатский Корпус Брестский мир ещё можно было выдавать за "передышку". Предательское нарушение большевиками своих обязательств совершенно точно определило, что они воюют на стороне Германии. До 25 мая 1918г они воевали только против своих граждан, в этот день они выступили против солдат Антанты, вопреки обещаниям свободного проезда. Чехи приняли бой и этот фронт послужил катализатором вспыхнувшего сопротивления большевикам со стороны самых различных слоёв населения.

Больше года умопомрачительных событий в России - падение монархии, создание Советов и Временного правительства, свержение Временного, разгон Учредительного Собрания, - вместе с ужасными бытовыми трудностями и крахом привычного уклада привели общественное сознание страны к шоковому состоянию и полной дизориентации. И вдруг для многих людей картина событий прояснилась с лубочной простотой: ну, конечно же! во всём виноваты немцы, извечные враги русского народа. Это их агенты - большевики - захватили власть, засели в Кремле и теперь издеваются над русским народом. Скорее всего, тут и заговорили о жидо-большевиках, поскольку в военные годы русский антисемитизм цвёл пышным цветом и царское правительство выселяло евреев из прифронтовой зоны, боясь, что они будут пятой колоной.

И когда стало ясно, в чём же корень зла и кто враг, народ бросился на борьбу с изменой, с немецкими ставленниками, агентами и шпионами. Первая мировая война разлилась по Сибири и Уралу, доходя до Волги. С одной стороны (с красной), это как бы было воплощением ленинской мечты о превращении империалистической войны в войну гражданскую. Но с другой стороны (с белой?), это была всё та же война, начатая в августе 1914, война с заклятым врагом, который принял жидо-большевистское обличье, заговорил по-русски, но с предельной жестокостью губит русский народ.

Интересно, что и сами большевики тоже прекрасно отдавали себе отчёт, что они поддерживают Германию. С их стороны это мотивировалось тем, что пока империалистические хищники дерутся между собой, они не смогут задушить социалистическую республику. Ещё в конце августа 1918 большевики заключают с немцами три соглашения, но через месяц уже ясно, что на Западе война приходит к концу. Знала кошка, чьё мясо съела, и "24 октября проводник ленинской внешней политики Чичерин по поручению Ленина направил пространное письмо президенту Вильсону, а 3 ноября -- официально обратился к правительствам США, Англии, Франции, Японии и Италии с предложением... начать мирные переговоры, чем поверг все эти страны в замешательство: они и не знали, что находятся в состоянии войны со своей союзницей по Антанте." (Фельштинский)

Позволю себе не согласиться с историком, все знали, что большевистская Россия воюет на стороне Германии на Восточном фронте и поддерживает Германию всем, чем только может. Но от заявления Чичерина отмахнулись, слишком много хлопот было с находившимися под боком Германией и Австро-Венгрией. Впрочем, главное, что с заключением перемирия в ноябре 1918г война окончилась. Перестал воевать даже Чехословацкий корпус в Сибири, ограничившись охраной Транссибирской магистрали. Все, кроме бывших российских подданных, перестали воевать. Первая мировая осталась гореть только на просторах Российской Империи и, под названием Гражданской, она просуществовала ещё 4 года, унеся столько же жизней, сколько унесла Первая Мировая 1914-1918 во всех странах-участницах.

Реальная политика большевиков, начавшаяся с сепаратных переговоров и установки "мир любой ценой", привела к тому, что многострадальная Россия стала полем боя для войны более страшной, чем Первая, и столь же длительной. Безусловно, политика Временного правительства "война до победного конца" обошлась бы стране много дешевле, чем большевистская политика "власть любой ценой"!

Date: 2008-03-24 07:50 am (UTC)
From: [identity profile] ex-alex-arg.livejournal.com
Две несообразности. Можно как угодно не любить Ленина и большевиков, но ругать их за заключение Брестского мира - не есть разумно.
Это был единственный выход из создавшегося положения, пойти на колоссальные уступки, но, тем не менее, не сдать всю страну немцам.
Конечно, напрашивается вопрос - кто довел до такого положения вещей, кто призывал солдат царской армии разбегаться на все четыре стороны с поля боя - но все равно, нужно отдать Ленину должное, в тех условиях Брестский мир был единственным способом спасти страну.
Тезис, что вся страна поднялась на борьбу с "жидо-большевиками" тоже не выдерживает критики. Каким образом, только что созданная, необученная, голодная Красная Армия, смогла справиться с таким всеобщим сопротивлением собственного народа? Да в том то и дело, что не было такого уж мощного сопротивления! Перед революцией правящий класс, погрязший в роскоши и разврате вызывал у народа лишь ненависть и презрение, как бы по-большевистски это ни звучало!
А подчеркнутое отстранение от народа белогвардейских войск после революции, репрессии против крестьян, лишь усугубили этот раскол внутри русского народа. Основную же роль в образовании общественного мнения сыграли все таки Декрет о мире и Декрет о земле. Ленин и здесь оказался прав, надавив на чувствительные точки в душе русского крестьянина. Это потом, выяснилось, что никакой земли никто не получит, но к тому времени и Красная Армия укрепилась, и ЧК превратилась в мощную организацию, так что все претензии обманутых крестьян заканчивались расстрелами и ГУЛАГом.

Date: 2008-03-24 05:09 pm (UTC)
From: [identity profile] cheeha.livejournal.com
Много лет тому назад, когда я в студенчестве открыла для себя стенограммы съездов и пленумом, я была поражена тем, что Ленин был совершенно одинок в своей позиции по Брестскому миру даже среди большевиков. Читая Фельштинского, я вместе с автором могу только изумляться гениальности Ленина как политика, сумевшего вырулить партию на поддержку и проведение в жизнь САМОГО ГИБЛОГО для России решения (недаром другие были против). Более того, как обращает внимание автор, Брестский мир был предательством по отношению к интернациональному пролетарскому движению:

С легкой руки В.И. Ленина названный "передышкой" договор вызвал критику и сопротивление подавляющей части революционеров, с одной стороны, и патриотов России, с другой. Первые утверждали, что Брестский договор -это удар в спину германской революции. Вторые - что это предательство России и ее союзников. И те и другие, каждый по-своему, были правы. Однако на Брестском мире по не понятным никому причинам настаивал Ленин, добившийся в конце концов его подписания.

Совершенно согласна, что лидеры Белого движения были не лучше лидеров Красного, в чём и состоит истинная трагедия России и что привело в итоге к народной апатии и затяжной гражданской войне. Но летом 1918г вспышка энтузиазма была потрясающей, кольцо сжималось вокруг Москвы со скоростью лесного пожара! Увы.

Date: 2008-03-24 08:17 am (UTC)
From: [identity profile] a000796.livejournal.com
а вот если бы с немцами договорился не Ульянов, а Романов, лет на 10 раньше, то все было бы по другому

Date: 2008-03-24 04:26 pm (UTC)
From: [identity profile] cheeha.livejournal.com
От Романова хватило бы нейтралитета за 4 года до Брестского мира.

Стиль газеты "Правда"

Date: 2008-03-24 02:34 pm (UTC)
From: [identity profile] prof-yura.livejournal.com
проводник ленинской внешней политики Чичерин

А просто написать, что Чичерин был наркомом иностранных дел никак было нельзя?

Re: Стиль газеты "Правда"

Date: 2008-03-24 04:20 pm (UTC)
From: [identity profile] cheeha.livejournal.com
Это не я, это - Фельштинский. Слог у него действительно временами - того, но понять его можно, ведь работая над этой книгой, написанной в последние горбачёвские годы, сколько же он этой "Правды" начитался!

Но Бог с ним, со слогом. А вот информация, что большевики мирных переговоров искали со своими бывшими союзниками меня очень впечатлила. Может быть, история пошла бы другим путём, если бы Россия была участницей Версальского договора, на стороне побеждённых, конечно. Мне теперь будет интересно как-нибудь посерьёзнее разобраться во всех перпетиях, предшествовавших Версалю.

Re: Стиль газеты "Правда"

Date: 2008-03-24 05:35 pm (UTC)
From: (Anonymous)
понять его можно, ведь работая над этой книгой, написанной в последние горбачёвские годы, сколько же он этой "Правды" начитался!

Тогда логично (как мне кажется) предположить, что уровень достоверности (правдивости) его текста не сильно отличается от статей в этой самой "Правде".

Re: Стиль газеты "Правда"

Date: 2008-03-24 05:37 pm (UTC)
From: [identity profile] prof-yura.livejournal.com
Это был мой комментарий.

Re: Стиль газеты "Правда"

Date: 2008-03-24 06:06 pm (UTC)
From: [identity profile] cheeha.livejournal.com
В отличие от "Правда" он мотивирует свои выводы и даёт ссылки на документы, многие из которых приведены в примечаниях.

Profile

gracheeha: (Default)
gracheeha

February 2026

S M T W T F S
1 23 4 567
89101112 13 14
15161718192021
22232425262728

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 27th, 2026 11:40 pm
Powered by Dreamwidth Studios