gracheeha: (Default)
[personal profile] gracheeha
История революции на Гаити

Остров Испаньёла, где приземлился Колумб со товарищи, был разделён между французами (французская Испаньёла) и испанцами (испанская Испаньёла). В "Одиссее капитана Блада" и других пиратских романах это разделение и вражда весьма красочно описаны (заодно Вы понимаете уровень моей компетенции в этом вопросе). Вот, я устыдилась и разыскала справочник по истории США, завалявшийся со школьных времён моих детей. Можно и прогуглать Гаити, но мне как-то с книжкой приятней. Что же мы имеем: "жемчужина Антильских островов", 40% европейского потребления сахара, 60% кофе, хлопок, индиго; всего завезено порядка 790000 африканских рабов, которые мрут как мухи, каждый год приходится завозить 40000 новых. "Во все времена,"- говорит справочник, -"большинство рабов в колонии были привезенные из Африки, т.к. условия рабства были настолько жестокими, что смертность много превышала рождаемость" Значит, с точки зрения чёрных гаитян уже виден прогресс, как ни бедно они сейчас живут, но с размножением у них всё в порядке.

Итак, канун французской революции 1789: порядка 500000 рабов, 32000 белых и неуказанное количество мулатов (естественно, потомство белых мужчин), которым король даровал ограниченную свободу. А тут революция, мулаты ходатайствуют, чтоб их считали французами, уравняли в правах и прочие глупости. Белые гаитяне - ни в какую, тогда группа мулатов прорвалась в Париж, а Национальная Ассамблея говорит: "Нам не жалко, будьте французами". Вернулись обратно с бумагой за подписью и печатью, а губернатор и судьи им, что можете этой бумагой подтереться. Они - бунтовать (это уже 1790), их - подавлять. А в августе 1791 взбунтовались рабы, они там регулярно бунтовали, и их в очередной раз подавили, чтоб дохли без возмущения, но они всё-таки взбрыкивались и кое-где плантации горели и, наверно, в Париже наступили перебои с кофе.

И вот тут становится интересно. Надо полагать, что мулаты с Парижем контакт поддерживали и обиды свои туда посылали вместе с кляузами на местного губернатора. И вот в 1792 году заявляется на Гаити представители Революционной Комиссии во главе с уполномоченным, чтоб навести на острове порядок, чтоб кофе шло без перебоев и Национальную Ассамблею чтоб уважали. Но белые плантаторы не были готовы уважать Ассамблею, которая приравнивала Их Белости ко всяким мулатам. Как видите, грызня идёт между своими. Не знаю, какие там причины у каждой стороны и под какими лозунгами они выступают, но во Франции казнят роялистов, а на Гаити тоже пыль столбом.

Сентябрь, октябрь 1793г - уполномоченный решает лишить своих врагов, сторонников губернатора, их фундамента и провозглашает чёрных рабов свободными (с радикально ограниченными правами). 4 февраля 1794г французский парламент ратифицирует этот акт, распространяя это решение под звуки Марсельезы на все французские колонии.

"Грабят!"- завопили белые плантаторы, и действительно, денежки за рабов плаченые тю-тю... И видя, что дело - швах, бросились за помощью к исконным врагам французов - англичанам. Англия, которая токо-токо потеряла 13 своих американских колоний, вестимо была бы рада, чтобы и у соседа корова сдохла, и с удовольствием стала помогать белым плантаторам. А к ним примкнули и те мулаты, у которых тоже было по несколько рабов и им тоже было жалко, что их ограбили. Эти мулаты посчитали, что лишаться рабов в обмен на равноправие, сделка невыгодная.

Уполномоченный, перед лицом английского вторжения, решил вооружить своих естественных союзников - бывших рабов (а верные ему мулаты уже были под ружьём). В 1796 уполномоченного отозвали обратно во Францию и, наверное, отрубили голову. Но дело было сделано, он успел создать чёрную армию, во главе с каким-то чёрным самородком л'Увертюр. (Это я уже в Википедию забралась.) И действительно, они отразили британскую интервенцию! Говорите после этого о расовой неполноценности. Дальше он взял под контроль всю территорию французской колонии, подрался и победил другую армию под командованием какого-то мулата. А к 1801 году завоевал и испанскую часть острова тоже. Увертюр отменил рабство на всём острове, но не искал независимости от Франции и не мстил бывшим рабовладельцам, т.к. был уверен, что французы не будут восстанавливать рабство, и что "все люди братья".

Такой гнилой либерализм, конечно, не прошёл даром ни ему, ни другим островитянам. Во Франции к власти пришёл Наполеон и все эти фигли-мигли с правами человека ему были совершенно непонятны. На Испаньёлу высадились 40000 войск под командованием Шарля Леклерка с заданием восстановить старые, добрые времена с рабством, поставить мулатов на место, навести порядок и обеспечить бесперебойные поставки кофе в Европу. Естественно, белые плантаторы приветствовали Леклерка, а бывшие рабы оказали сопротивление. Как там шла драка я не знаю, но в итоге Леклерк предложил переговоры. Однако, на месте переговоров была французская засада, Увертюра и других парламентариев повязали, поубивали (а чего с этими обезьянами свою офицерскую честь блюсти), Увертюра отправили во Францию, где он и сгинул.

Однако, чёрные по-прежнему не хотели возвращаться в рабство и весьма успешно сопротивлялись, а тут и сезон дождей подошёл с жёлтой лихорадкой и малярийными комарами. Короче говоря, белые потеряли 24000 погибшими и умершими, 8000 больных и раненых. Тогда на место мягкотелого Леклерка Наполеон прислал настоящего воина Рошамбо с подкреплением. Тот цацкаться не стал, а сразу распорядился о показательных казнях 30000 негров и негритянок, чтобы чёрные поняли, кто здесь хозяин. Их убивали очень показательно: закапывали живьём, вешали, топили, варили, четвертовали, разрывали лошадями и т.д. в зависимости от фантазии исполнителей. Между прочим, и мулатов тоже, чтоб знали своё место.

В 1803 возобновилась война между Францией и Англией, что сильно осложнило доставку подкрепления и снабжения для Рошамбо, а негры и мулаты после всех этих ужасов воевали отчаянно. И в конце концов чёрная армия под руководством Десалина (одним из соратников Увертюра) разгромила французов 18 ноября 1803. Большинство французских колонистов сумели под прикрытием отступающей армии добраться до континента, до Кубы, Ямайки. Остальных белых вырезали. 1 января 1804 года Десалин выпустил прокламацию, декларирующую независимость страны Гаити в которой заявлял: "мы отплатили этим людоедам войной за войну, преступлением за преступление, насилием за насилие." Короче говоря, око за око, зуб за зуб.

Было, правда, одно исключение. Там, среди солдат у Рошамбо было 5280 поляков, так все они категорически отказались принимать какое-либо участие в зверских экзекуциях негров, хотя многие участвовали в военных действиях против чёрных. Несколько сотен отказались принимать участие в военных операциях против чёрных на том основании, что чёрные воюют против рабства за свою свободу. А порядка сотни поляков даже перешли на сторону негров. Поэтому поляков не коснулась участь остальных белых и, более того, им было разрешено остаться на Гаити. Примерно сотни четыре это приглашение приняли и их потомки, говорят, и до сих пор живут на Гаити в Касаль и Фонд де Бланш, если только не уехали в Америку.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

gracheeha: (Default)
gracheeha

January 2026

S M T W T F S
    123
4567 8 9 10
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 13th, 2026 01:38 pm
Powered by Dreamwidth Studios